9 декабря 2011 г.

Корни Хатха-йоги


http://koenraadelst.blogspot.de/

Кому принадлежит доктрина и учение, или даже „наука“, йога?

В наши дни американские бизнес-экспериментаторы, находящиеся в поисках новых идей, на которых можно заработать, пытаются запатентовать свои собственные варианты некоторых техник и методов йоги. Однако, индийские представители и государственные учреждения противостоят этой тенденции и пытаются сохранить йогу в качестве общего наследия и всемирного достояния, несмотря на то, что изучение йоги, согласно древней традиции, проходит персонально и весьма конфиденциально.

Споры по поводу тренда «йога» и инициативы противостояния приводят к фундаментальным вопросам: кому принадлежит йога и кто это породил? Или: откуда корни йоги и когда это явление возникло?

Руководитель цифровой библиотеки В. К. Гупта (V. K. Gupta), хранящей файлы по теме „йога“ под патронажем Индийского Министерства Здравоохранения, утверждает, что йога это коллективное знание и оно доступно каждому, независимо от интерпретаций. Весьма неуместно со стороны некоторых компаний пытаться препятствовать другим практиковать йогу, даже если они называют ее другим именем. Мы хотим заверить, что в будущем никто не сможет заявить, что он придумал и оформил йогические позы, которые на самом деле были созданы в Индии еще 4510 лет назад.

На одном из научных форумов по данному вопросу были озвучены и другие вопросы: „Интересно, действительно ли йога создана 4510 лет назад или нет? Когда жил Патањџали — в период последней сотни лет до нашей эры (ВСЕ) или в течение первых двух веков нашей эры? Действительно ли он составил свои тексты так давно?“

На самом деле нам очень мало известно о самом авторе йога-текстов Патањџали. Мы знаем о Патањџали как о лингвисте-грамматике, в связи с чем у нас есть причины считать, что он жил во 2-м веке до н.э.

Не считая имени, у нас нет хоть сколько-нибудь серьезной причины и основания считать, что именно Патањџали является автором знаменитого трактата «Йога-сӯтра». Возможно, анонимный автор попытался распространить свою собственную книгу, придав ей античный блеск, как это встречается в индийской литературе, в которой часто сложно отделить оригинальный текст от поздних и даже современных дописок/приписок. Так или иначе, независимо от личности самого Патањџали давайте обсудим хронологию его «Йога-сӯтры».

Существуют разные мнения, но окончательная редакция книги не может быть датирована 500 СЕ с большим содержанием более старых материалов.

Более техническая дискуссия о хронологии книги может нас увести слишком далеко от изначального вопроса. Причина в том, что она не содержит ни одного из методов, о которых говорили бы модные „гуру“ и йога-бизнес (йога-студии) в наше время. Прежде всего, стоит заметить, что рынок йогических услуг на сегодняшний день на Западе представляет и разрабатывает на 99% хатха-йогу, но в «Йога-сӯтрах» Патањџали о хатха-йоге нет ни единого слова.

Чему учит Патањџали, так это методу успокоения ума, наряду с доктриной о благоприятности этого метода и о том, что данная практика желательна и благотворна. Его идея состоит в том, что спокойный ум и соответствующий образ жизни способствуют практике.

В «Йога-сӯтрах», в общих чертах, содержится информация о прāн̣āйāме — контроле дыхания. Эта практика уже упоминалась и до него, в частности в Упанишадах. Прāн̣āйāма, безусловно, очень древняя практика, хотя многие конкретные техники дыхания, в настоящее время преподаваемые в йога-студиях, похоже, не были описаны в древних трактатах, насколько мы в состоянии понять их порой трудный язык. Описание этих конкретных техник можно найти в классической литературе по хатха-йоге, датируемой не ранее чем 13-м веком нашей эры: Гхеран̇д̣а-самхитā, Щива-самхитā, Хатха-йога-прадӣпикā.

Следует добавить, что ряд позитур, популярных на Западе и адаптированных для Запада, в частности стоячие позы, не имеют хоть сколько-нибудь серьезного доказательства в упоминавшихся старинных текстах.

В «Йога-сӯтрах», например, они полностью отсутствуют. Патањџали определяет позы лишь как „комфортное и стабильное“. Под словом „йог“ (практик йоги) Патањџали подразумевает того, кто в древние времена пытался достичь успокоения ума, или того, кто проявлял какие-то сверхъестественные способности посредством упражнений в концентрации. Но сам термин „йога“ не подразумевает лишь физические упражнения и физические же вывихи членов тела.

Тем не менее, утверждение, что возраст йоги 4510 лет, относится именно к возрасту визуализации известных йогических поз. Хорошим примером может служить харрапская „печать Пащупати“, указывающая на кого-то (утверждают, что это Щива-Пащупати, повелитель зверья, поскольку он окружен последними), кто сидит в сиддхāсане, что просто означает — сидя на полу со скрещенными ногами и коленями касаясь пола.

Данное положение ног требует некоторой сноровки для людей, живущих в холодном климате, например, западных людей, которые сталкиваются с такой позой лишь на занятиях йогой, но данное положение естественно для людей, живущих в жарком климате. В Индии вы постоянно видите портных в лавках, которые сидят в таких позах во время работы и ничего, никаких сверхусилий. Хотя и считается, что данное положение способствует поддержанию осанки и освобождает тело от напряжения, которое препятствует медитации, и в этом нет ничего исключительно йогического.

В Гӣте Крьшн̣а призывает Арџуну „стать йоги“, но не даёт каких-то специальных и замысловатых инструкций, как это сделать, не считая упоминания о прямой спине и простом дыхании, но это не может сравниться с целой доктриной дыхания и поз, которые детально описаны в упоминаемых источниках по хатха-йоге. К примеру, в Кāма-сӯтре позы куда замысловатее и требуют бóльшей физической ловкости и физической силы, чтобы их осуществить, чем позы, в которых „йоги“ сидели или стояли, забывая о своем теле.

Для приверженцев античности и традиции может стать некоторым разочарованием, что их традиция не такая древняя, но тем не менее, можно аплодировать хатха-йоге, или тайцзыцюань, или любой другой технике оздоровления за их плоды с момента истории их открытия и развития. Имеется достаточно доказательств тому, как полезны для здоровья эти системы, независимо от их возраста.

Еще в 19-м веке были добавлены новые техники в набор методов хатха-йоги, отчасти под влиянием британской военной подготовки, в частности, стоячие техники, но в основном это достаточно поздние дополнения. Учитывая вышеизложенное, остается лишь примкнуть к убеждению, что хатха-йога весьма современное явление.


Комментариев нет:

Отправить комментарий