17 ноября 2013 г.

Ложь кришнаитов — Часть 3

श्रीः


4. Голока


Слово голока встречается в Бхāгавате один раз и совершенно в другом контексте: श्रीशुक उवाच गोवर्धने धृतेशैले आसाराद्रक्षिते व्रजे गोलोकादाव्रजत्कृष्णं सुरभिः शक्र एव च (Бхā. 10.27.1).

Издательство ББТ (Искон) даёт следующий комментарий:

„Слово го-локат здесь указывает на материальную планету Голока, которая наполнена особенными коровами“.

Однако, религия Чаитанйи считает, что этот стих описывает планету духовного мира, верховную обитель выше Ваикун̣т̣хи — Голоку.


Из той же «Брахмā-сам̇хиты» (http://vilasatu.livejournal.com/88892.html) цитируется история медитации Брахмы, во время которой он увидел верховную обитель Голоку. Сомнительная «Брахмā-сам̇хитā» продолжает использоваться в качестве аргумента. Веды и сад-āгамы, которые, казалось бы, должны в первую очередь цитироваться и кришнаитами, игнорируются. А внимательный читатель помнит, что Бхакти Вигьяна Госвами в первой части исследования (http://vilasatu.livejournal.com/88256.html) заявил, что кришнаиты — это ветвь ведической культуры. Помните?

В Бхāгавате же история Брахмы описывается совершенно иначе: तस्मै स्वलोकं भगवान् सभाजितः सन्दर्शयामास परं न यत्परम् व्यपेतसङ्क्लेशविमोहसाध्वसं स्वदृष्टवद्भिर्पुरुषैरभिष्टुतम् (Бхā. 2.9.9).

Перевод А.Ч. Свāмӣ: „Аскеза, которую совершал Брахмā, доставила Личности Бога огромное удовлетворение. Поэтому Господь явил его взору свою обитель, Ваикун̣т̣ху, высшую из планет. Этой трансцендентной обители Господа поклоняются все, кто познал себя и избавился от страданий и страхов иллюзорного бытия“.


Ни в щрутьях, ни в Гӣте, ни в Бхāгавате, ни где-либо ещё, помимо гаудианских книг, Голока не упоминается. Этой тематической линии вообще не существует. В Ведах говорится о высочайшей обители Вишн̣у (Ваикун̣т̣хе): тад вишн̣ох̤ парамам падам садā пащйанти сӯрайах̤ । дивӣва чакшурāтатам ॥ тад випрāсо випанйаво џāгхрьвāмсах̤ саминдхате । вишн̣орйат парамам падам ॥ — Рьг-Вед, 1.22.20. урукрамасйа са хи бандхуриттхā вишн̣ох̤ паде параме мадхва утсах̤ ॥ тā вам вāстӯнйущмаси гхамадхйаи йатра гхāво бхӯрищрьн̇гхāайāсах̤ । атрāха тадуругхāйасйа врьшн̣ах̤ парамам падамава бхāти бхӯри ॥ — Рьг-Вед, Вишн̣у-сӯкта, 1.154.


Без устных преданий нет и народа. У каждого они свои, но во многом повторяют сюжеты других. Идеологии охотно пользуются этими фантазиями, как единственным средством заявить о своей аутентичности. У одного явления может быть масса вариаций, в зависимости от местного колорита. Однако, для āстика незыблемая основа, источник знания о татвенных различиях — Вед. Из Веда же черпаются подтверждения своему опыту.


5. Рāдхā



Средневековые секты Индии смакуют истории о Рāдхе на разный манер. То она супруга, то сексуальная подруга в эротических играх, то образчик любви и преданности. Поклонники Рāдхи черпают вдохновение из описаний её роли. Этим решаются две задачи: во-первых, убедить народ в том, что любовь не может быть без красивого изложения, и, во-вторых, сделать правдоподобным существование самой искусительницы. Стиль изложения имеет свойство колебать эмоции тех, кто способен его оценить и подкупает тех, для кого понимание высокого искусства поэзии запредельно.


Бхāгавато и Гӣтā о Рāдхе не повествуют. Но ведь должна же где-то о ней идти речь?! Может быть в щрутьях? Нет, и там тоже нет.

Есть какие-то намёки неоднозначные в сомнительного рода изданиях Пурāн̣. Но они невнятные до такой степени, что сказать однозначно, что речь именно о Рāдхе, сложно, или это Пурāн̣ы выдуманные. А придать ей щāстровый статус источника Лакшмӣ просто невозможно.

Но о Лакшмӣ, наоборот, упоминаний много, и самых подробных. О Лакшмӣ говорят и Ведāнта-сӯтры, причём неоднократно. А вот о Рāдхе Сӯтры молчат.

Как же так, в Ведах о Рāдхе ни слова, в Пурāн̣ах ни слова, но откуда-то ведь она взялась?! Неужто опять выдумка?

Рāдхā является одним из центральных персонажей историй средневекового Севера Индии, где, по-видимому, она и возникла в сказаниях и баснях различных сект. К самому движению Бхакти (харидāса кӯт̣а) североиндийские проповедники имеют косвенное, если не сказать далёкое, отношение. В любой секте псевдобхакти найдётся скрытый или явный мāйāвāд (гаудианство, Кабир, Тукарам, нāтхи, сиддхи, сикхи и др.) и не просто мāйāвāд, но полное или частичное отрицание щрути и сад-āгамов (всё те же).


Говоря о Рāдхе, псевдоваишн̣авы упоминают стих из некоей книги под названием «Брьхад-гаутамийа-тантрам».

Например, стих, цитируемый в Чаитанйа-Чаритāмрьте, Ади. 4.83:

देवी कृष्णमयी प्रोक्ता राधिका परदेवता सर्वलक्ष्मीमयी सर्वकान्तिः सम्मोहिनी परा

Перевод А.Ч. Свāмӣ Прабхупāды: „Трансцендентная богиня Шримати Радхарани не отлична от Господа Шри Кришны. Она — главная среди богинь процветания. Все в Ней привлекает всепривлекающего Господа, Личность Бога. Она — предвечная внутренняя энергия Господа“.

Комментарий АЧС: „Это текст из „Брихат-гаутамия-тантры“.

Вот и весь комментарий и всё упоминание. Во-первых, слишком ничего, чтобы увидеть хоть что-то. Во-вторых, «Чаитанйа-Чаритāмрьта» не щāстро. Что это за книга (Брихат...) никто не знает, в том числе и сами гаудиане. В библиотеках этого сочинения нет (по крайней мере нам не удалось достать или встретить его, несмотря на запросы). Однако, существует «Гаутамийа-тантра» — произведение иной тематики и другого контекста.


Возникает вопрос, почему, если это такой важный источник-книга («Брихат-гаутамия-тантра»), которая описывает один из фундаментальных постулатов идеологии кришнаитов, почему её не существует в реальности?

В разговоре о Рāдхе гаудиане ссылаются на «Брьхад-гаутамийа-тантру» и именно в этом сочинении Рāдхā выступает источником Лакшмӣ, но это сочинение никто никогда не читал, в глаза не видел.

В библиотеках Вриндāвана и Навадвӣпы («Џӣва институт»; школа санскрита «Говардхан») — этого сочинения нет, и никогда не было.


Впервые о Рāдхе заговорил Џайадэва (он первый, из известных). Џайадэва обожествлял свой романтический брак, вполне возможно, что его поэзия перенеслась на бога, и он придумал ему романтическую пассию. Полёт индийской мысли не знает границ, она постоянно трансформируется, дополняется новыми богами, обрастает обрядностью, фаршируется какой-нибудь философией. Открываются давно забытые древние мантры.

Почему о Лакшмӣ говорят Веды, Ведāнта-сӯтры и другие āгамы, а о её прародительнице Рāдхе ни слова, ни один источник?

Справедливости ради следует упомянуть Брахма-Ваиварта-Пурāн̣о, где, как утверждают, рассказывается о Рāдхе как о Расещвари. Однако и тут не всё гладко. Старинных комментариев дощаӈкаровой эпохи или до времени жизни Мадхвы и Рāмāнуџи на это Пурāн̣о не существует. Но по некоторым индологическим слухам многое в этом Пурāн̣е как раз написано в средние века и, внимание, написано в Бенгале!

Ученый-пуранист, д-р R. C. Hazra говорит: „Оригинальное повествование этого Пурāн̣а утеряно ещё в самом начале тысячелетия. Вероятное оригинальное название «Лагху-Брахма-Ваиварта-Пурāн̣а»“.

Начиная уже с десятого века текст этого Пурāн̣а несколько раз изменялся разными авторами. Речь идёт о банальных дописках-приписках. К семнадцатому веку Пура̄н̣о обрело то содержание, которое известно сегодня и доступно в продаже.

Брахма-Ваиварта-Пурāн̣о (ок. 17 в.) состоит из кханд: Брахмā, Пракрьти, Ганеща, Щрӣ-Крьшн̣а и Џанма. Количество глав в каждом кханде 30, 67, 46, 131. Пракрьти-кх. описывает богов, их статус, богинь, хвалы и славицы Лакшмӣ, Гаӈге и др. Есть тут истории и о Лакшмӣ, и о Рāдхе. В Щрӣ-Крьшн̣а-кх. речь, в том числе, о Рāдхе как о щакти Крьшн̣ы“.

Другой особенностью этого текста является описание взаимоотношений людей и каст в средневековом Бенгале. Важно помнить, что лучшей почвы для создания собственной религии, чем использование никому неизвестного или слишком часто изменявшегося источника, не найти.

В Матсйа-Пурāн̣е говорится: щивакун̣д̣е щивāнандā нандинӣ дэвикāтат̣е । рукмин̣ӣ двāраватйāм ту рāдхā врьндāване ване ॥ 13.37. Ситуция примерно та же, что и с БВ-Пурāн̣ом. Старинных комментариев нет. Перекрестных контекстов со щрутьями нет. Одним-двумя стихами из сомнительного источника прикажете перечеркнуть Ведāнта-сӯтры, щрути?


Рāдхā могла бы быть реальным персонажем, но не существует ни одного источника, говорящего о ней или указывающего на её статус выше Лакшмӣ.

Фольклор, басни, выдуманные божества, эротическая любовь, подробные описания духовных миров — украшения и лицо анти-ведовых сект.


О Щрӣ-татве:

http://vilasatu.livejournal.com/28415.html

http://vilasatu.livejournal.com/28744.html

http://vilasatu.livejournal.com/29107.html




продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий