4 декабря 2013 г.

Ложь кришнаитов — Часть 12.1


॥श्रीः॥

16. Баладэва Видйāбхушан̣а

Для начала несколько основных представлений гауд̣ӣй о Баладэве и его роли в историческом развитии Чаитанйа-сампрадāйа.

1) «На рубеже XVII-XVIII вв. при дворе Джайсингха II, царя Джайпура, возник спор между бенгальскими вайшнавами и последователями Рамананды. Последние обеспокоенные растущим влиянием на царя приверженцев Чайтаньи, потребовали, чтобы те либо идентифицировали себя со школой Мадхвы и, как положено в этой школе, поклонялись Нараяне, а не Кришне, либо представили свой собственный комментарий к «Веданта-сутрам», поскольку, согласно традиции, при отсутствии такого комментария школа не может иметь собственной системы поклонения» — (Ватман, С. В. (2013), «Баладэва Видьябхушана. Брахма-сутра-говинда-бхашья» в сборнике «Свет дхармы» изд-во Academia, с. 460).

Примечание: В том же русле говорит и Википедия.

2) «Известно, что вначале он [Баладэва] примыкал к строгим последователям Мадхвы (ок. XIII в.), но затем сблизился с последователями Чайтаньи и проникся их идеями» — (Ватман, С. В. (2013), «Баладэва Видьябхушана. Брахма-сутра-говинда-бхашья» в сборнике «Свет дхармы» изд-во Academia, с. 460).

3) «<...> Формально данная школа (гаудия) относит себя к традиции двайта-веданты Мадхвы, но имеет ряд существенных особенностей, среди которых можно назвать учение о «непостижимой единораздельности» (ачинтья-бхеда-абхеда) <...>» — (Ватман, С. В. (2013), «Баладэва Видьябхушана. Брахма-сутра-говинда-бхашья» в сборнике «Свет дхармы» изд-во Academia, с. 459).

4) «Известно, что Баладэва не был удовлетворен другими бхашьями, поскольку ни одна из них не отвечала идеям Чайтаньи» — (Ватман, С. В., «Баладэва Видьябхушана. Брахма-сутра-говинда-бхашья» в сборнике «Свет дхармы» изд-во Academia, 2013 г., с. 460).

5) «Той же ночью во сне Шри Говинда сказал ему: «Ты должен написать комментарий. Этот комментарий будет продиктован лично Мной. Никто не сможет найти в нём ни одного изъяна». Увидев такой сон, Баладэва очень обрадовался, и исполнившись сил, тут же приступил к работе. Через несколько дней комментарий был готов. Он стал известен под названием «Говинда-бхашья» — (Википедия и гауд̣ӣйские издания).
§ 1
Так ли в действительности обстоят дела, как об этом пишет, С. В. Ватман, кандидат наук, имеющий ряд публикаций, посвященных Гауд̣ӣйа-сампрадāйю? Попробуем разобраться.

Требования соответствовать Мадхве быть не могло, т.к. на тот момент гауд̣ӣйи не претендовали на принадлежность к этой школе. По всей видимости, вначале было выдвинуто обвинение как раз в непринадлежности к какой бы то ни было „традиционной“ школе и прозвучал якобы щлок о четырех сампрадāйах.

„Якобы“, ибо озабоченность этим щлоком присуща средневековым сектам псевдобхакти в их междусобойных спорах.

Баладэва, и без того симпатизировавший Мадхве, воспользовался данным щлоком, чтобы привязать гауд̣ӣй к Мадхве, а свое «Говинда-бхāшье» практически полностью скопировал с комментария Мадхвы на Брахма-сӯтры, в котором пытается доказать отличия гауд̣ӣй от Тāтвавāда-сампрадāйа. Такая версия событий основана на том факте, что до Баладэва в Гауд̣ӣйа-сампрадāйе щлока (сомнительной репутации) о четырех сампрадāйах не возникало.

Вопрос о „принадлежности“ был первичнее вопроса о том, „а где ваше бхāшье“, т.к. у самих рāмāнандинов собственное бхāшье появилось только в ХХ веке.

Еще одной ошибкой является распространенное мнение о том, что спор был между последователями Рāмāнуџи и последователями Чаитанйи. Секта рāмāнандӣ является осколком Щрӣ-сампрадāйа. Осколочность означает отход от главных постулатов — кому-то, когда-то захотелось сказать что-то против взглядов Рāмāнуџи. Как правило, такие осколки не очень впечатляют своей мнимой оригинальностью, это скорее высокопарные заявления о своей оригинальности. Было бы интересно узнать, каково отношение к рāмāнандинам у последователей Рāмāнуџи.

История участия Баладэва в этом споре критически и нелицеприятно для него разбирается в поздних книгах Сӯндарāнанды Видйāвинода, одного из первых и видных учеников Бхактисиддхāнты Сарасватӣ.

Выходит, утверждения С. В. Ватмана просто голословны, несмотря на его положительную аттестацию сайтом СПбГУКИ, где Ватман служит.


продолжение в пути


Комментариев нет:

Отправить комментарий