31 декабря 2013 г.

Нйайасудха Мангала Махотсава


॥श्रीः॥

Ежегодно в Брахма-сампрадāйе проводится фестиваль и юбилейная конференция, посвященная выдающемуся произведению — «Нйāйа-судхе» Щрӣ Џайатӣртхи. Цвет нации — именитые пан̣д̣иты-ученые выступают с докладами, а молодые студенты сдают экзамен, после чего заслуженно и по праву именуются пан̣д̣итами и видва̄нами. В 2013 году выпусков было два, в феврале и декабре.

IMG_4836_


«Нйāйа-судхā» (НС) — величественный глубиной мысли, превосходящий своей безупречностью и прамāн̣н̣остью полемический трактат является комментарием на «Ану-вйāкхйāние» Āчāрйи Мадхвы. Изначальное название сочинения «Вишамападавāкйāртхавиврьти», но в предпоследнем стихе последней главы автор также называет его «Нйāйа-судхā».

В трактате рассматриваются и, где необходимо, опровергаются комментарии на Брахма-сӯтры Щаӈкары, Бхāскары, Рāмāнуџи и Йāдавапракāща, а также комментарии и взгляды Вāчаспати, Падмапāда Пракāщāтмана и Амалāнанды, равно как и Сāӈкхйататтвакаумуди, Таттвабинду, Нйāйакусумāњџали, Кхан̣д̣анакхан̣д̣акхāдйа, Читсукхи, Мāнаманохаракāра, Нйāйалӣлāвати, Гаӈгеща Упāдхйāйа, Āтрейа Суреща, Бхӯшан̣акāра, Щрӣдхара (Нйāйакандали), Пращастапāда, Нйāйавāртика-Тāтпарйат̣ӣкā и Вйома Щивāчāрйа.

Џайатӣртха проводит критический обзор и детальное опровержение взглядов мӣмāм̇сā-школ Бхāт̣т̣ы и Прāбхāкара, нйāйа-ваищешики и реалистов сāӈкхйа-йога, буддистов, џаинов, пāщупатов и щāкт. Щлоки «Ану-вйа̄кхйа̄ния» обладают одним большим преимуществом – они могут служить ответным аргументом на множество возражений. Например, слова пратйакшавачча пра̄ма̄н̣йам можно использовать в качестве контраргумента на семь разных пӯрвапакш (стр. 76-79), а гауравам калпане анйатха̄ обезоруживают пять разных аргументов (стр. 87-89). «Нйа̄йа-судхā» — чудо комментаторского искусства и жемчужина среди всех выдающихся комментариев. Не будет преувеличением сказать, что во всей палитре философской литературы на санскрите нет работ, которые можно сравнить с неподражаемым «Ану-вйа̄кхйа̄нием» и венцом своей эпохи «Нйа̄йа-судхой». „Просто не знаешь, чем восхищаться больше всего в этой работе. Настолько она совершенна во всех отношениях“ (Ч. М. Падманабхачар, «Жизнь и учение Мадхвы», стр. 197).

Стиль изложения НС великолепен, в нем нет подражания другим, нет погони за эффектностью и желания произвести впечатление красивыми фразами в ущерб точному смыслу и сути, которые можно наблюдать в «Бха̄матӣ» и других работах Ва̄часпати. Риторические приемы в «Нйа̄йа-судхе» применяются умеренно и уместно. По трактату видно, что автор большой знаток ща̄стр. Он разбирает грамматические и лингвистические аспекты, в обсуждении которых на те времена возникла острая необходимость. Автор защищает не-па̄н̣иниевское употребление слов в «Ану-вйа̄кхйа̄нии» и наиболее важные моменты, связанные с толкованием Брахма-сӯтр (1.4, стр. 201-202). Всё это указывает на его глубокое знание предмета.

Автор обращается почти ко всем ведущим работам всех направлений мысли, известных и изучаемых в его время. Его обсуждение проблем метафизики, психологии и теории знания говорят о большой осведомленности в этих областях и отличных навыках и способностях к анализу и аргументации. Об этом свидетельствуют и его высказывания о пяти «Кхйа̄тива̄дах» (1, стр. 41-57 b), доктрине са̄кши (повсеместно) на стр. 213 и далее, а также стр. 448-450, „различии“ или бхеде (стр. 380-382) и „вищеше“ на стр. 356.

Из «Нйа̄йа-судхи» мы узнаем, что некоторые толкования Мадхвы в «Ану-вйа̄кхйа̄нии» уже были поставлены критиками под сомнение ввиду их (критиков) верности системе Щаӈкары. Один из пунктов такой критики, похоже, направлен на попытку Мадхвы закрепить всю важность и истинное значение понятия Брахмана в первом сӯтре путем элиминирования. Џайатӣртха говорит, что метод элиминирования критикуется как в некотором роде окольный путь, когда мысль сӯтрака̄ра становится понятной при переходе к следующему сӯтру. На эту критику последовал уместный ответ со ссылкой на бха̄шье самого Щаӈкары, на основании которого критик, очевидно, и сформировал свое собственное мнение (на высказывание: अत एव न ब्रह्मशब्दस्य जात्याद्यर्थान्तरमाशङ्कितव्यम्).

Мадхва часто отступает от правил Па̄н̣ини. Такие отступления открывают для его оппонентов обширное поле для критики и прямых нападок. Џайатӣртха, не только в «Нйа̄йа̄-судхе», но и в других своих сочинениях, искусно защищает нестандартный подход своего учителя и приводит убедительные аргументы против любой высказанной критики в адрес своеобразия взглядов Мадхвы. (См. также «Нйа̄йа-судха̄», стр. 129 b: अत्र केचित् व्यभिचारमुद्भावयन्ति * * * – 1.1, адхйа̄йа 6.).

Некоторые ссылки в «Нйа̄йа-судхе» указывают на то, что существовали и другие комментарии на «Брахма-сӯтра-бха̄шье» и «Ану-вйа̄кхйа̄ние» помимо комментариев Падмана̄бхи, Тривикрамы и На̄ра̄йан̣ы Пан̣д̣ита. Но об этих комментариях ничего не известно. Некоторые авторы были, возможно, прямыми учениками Мадхвы.


Декабрьский праздник прошел в стенах НИИ Ведāнта Пӯрн̣апраџњā Видйāпӣт̣ха (Бангалор) и назывался „Щрӣмад-Анувйāкхйа̄на-Нйāйасудхā Маӈгала Махотсава“. Это был 32-й выпуск учеников Щрӣ-Вищвеща Тӣртхи, изучающих «Нйāйа-судху» под его руководством.

IMG_2625

IMG_2768

S-M-D-3-25

S-M-D-3-32


В один из дней событие перенеслось на улицы. «Нйāйа-судхā» возглавила шествие большого количества āчāрйев и почетных видва̄нов Брахма-сампрадāйа. Поистине редкий случай, когда в одном месте можно увидеть лучших из лучших, элиту человечества.

IMG_1987

IMG_2001

IMG_1993

IMG_2621

IMG_2939

S-M-D-3-46

S-M-D-3-45


Интересной частью многодневного праздинка были дебаты. В один день сначала юноши, воспитанники гурукул сампрадāйа, обсуждали тему социальных проблем, с которыми сталкиваются татвавāдины, затем состоялись дебаты среди женщин-пан̣д̣итов (махила̄гошт̣хӣ).

IMG_2615

S-M-D-3-38

Sudhamangala-2013-Day-2-25

S-M-D-3-57


Важным событием праздника стала харида̄са са̄хитйа гошт̣хӣ, тема которой была «роль и вклад харида̄сов в жизнь общества». Обсуждалось их литературное творчество и социальное значение.

IMG_2922

S-M-D-3-14

S-M-D-3-57


Традиционная кухня

S-M-D-3-37

S-M-D-3-35

S-M-D-3-34


Тарелки — листья банана

S-M-D-3-33


Когда сат-сиддхāнт так бережно хранится и активно провозглашается, псведо- и асат-учения и апрама̄н̣н̣ые секты, будучи неспособными противостоять сат, безмолвно отступают.

Из всех ваидика школ татвавāд единственный, кто отстаивает гармоничность и единую направленность Ведия. В сиддхāнте Мадхвы нет демагогии, жонглирования и подмены понятий. Это то, что отличает татвавāд от всего остального, бесконечно далекого от сат. Именно поэтому никто и никогда в известной нам истории со времен Мадхвы не мог пошатнуть татвава̄д, ибо реальность незыблема.

S-M-D-3-20



* В статье использованы материалы из книги B.N.K. Sharma «History of the Dvaita School of Vedānta and its Literature».


Комментариев нет:

Отправить комментарий