10 марта 2014 г.

Шиваратри и последователи Шивы — 1


॥श्रीः॥

Просвещенья ради, а не религии для, публикуем ежегодно в день Шиваратри щāстра-прамāн̣ы об этом празднике, как он описывается в пурāн̣иях. Что сам Щива об этом думает и что говорит.

Каждый серьезный џиџњāсу-сāдхак должен иметь об этом верное представление и не поддаваться всеобщей вакханалии и религиозному мракобесию.

Два года назад мы начали раскрывать Щива-татво: http://vilasatu.livejournal.com/19039.html и http://vilasatu.livejournal.com/19201.html


Думаю, пришло время прояснить татво Рудры, известного также как Щива, Махāдэва и др. Вся Индия, да и за ее пределами, очарована этими именами, поклонением ему, праздниками в его честь. Но, что доподлинно известно о Щива-Рудре?

Бо́льшая часть информации черпается из Шаива-āгамов, в гораздо меньшей степени имеется информация, например, из Рьг-Веда, из Бхāгавата-пурāн̣ия и др.

Популярная идея, что Рудра и Виш̣н̣у суть одно и то же, черпается, разумеется, из щиваитских источников, что однако не находит подтверждения ни в щрутьях, ни в Бхāгавате. Но, если Бхāгавато щиваиты могут отринуть как неавторитетный для них источник, то со щрутьями не поспоришь.

Баннанџе Говиндāчāрйа завершил работу над объяснением главы из Рьг-Веда под названием „Рудрāдхйайа“, работа на санскрите. Как и все работы Говиндāчāрйи, это также редка и крайне интересна.

Откуда появились Щаива-пурāн̣ы? На чем основывают свои взгляды различные школы культа Щивы? О чем говорит Щива с Пāрватӣ? Кто такие последователи Щивы? Кто такие буддисты? Черепа, кости, дрэды, щиваратри и пр. — откуда это все и почему? Как понять, кто такой Щива? Какое отношение имеет Щива к Вишн̣у, к бхакти? Эти и многие другие вопросы требуют подробного и полноценного ответа.

В этом, без преувеличения сказать, единственном русскоязычном, трезвомыслящем, далеком от наивностей, адекватном реальности жж, повествующем о том, как оно есть на самом деле, можно отчасти найти ответы.

Чего в этом журнале вы не найдете, так это пропаганду неактуальности Вед, пропаганду, ставящую переводы выше оригинала. Здесь вы не сможете насладиться кришнаитскими разговорчиками, не зная базовых понятий „џњāние“, „татва“, „тāратамйа“ и др.

В этом жж вы всегда можете задать вопросы, возмутиться, заинтересоваться, возненавидеть, возжелать убить авторов, узнать о реальности, найти редкие книги, узнать о пан̣д̣итах, прочитать и познакомиться с оригиналами цитируемых книг, сверить русский текст/перевод с оригиналом, не бояться, что вас опять разведут шизотерики, потому что шизотериков в этом жж нет и не будет.

Для каждого читателя, интересующегося Ведием, всегда найдется интересная тема. Все наши публикации читатели могут подвергнуть анализу, проверке и свериться с оригиналами.

И да пребудет с вами дательный падеж (अ फुक्स्)


Карл фон Бергштрайссер

Удупи, Калйабда 5114 год


अभ्रमं भङ्गरहितं अजडं विमलं सदा । आनंदतीर्थं अतुलं भजे तापत्रयापहम्


Мерзость, проклинаемая в Веда-щāстрах, имеет вполне конкретные очертания и признаки. Мы не замечаем, как правило, что нас окружают носители и представители этой прослойки бытия. Не замечаем, потому что не знаем, что есть сат, а что асат, что истина, а что мерзость. Нам нужны ориентиры и они есть.

Обычно в кругах, близких к кришнаитам, слово „пашанда“ принято переводить словом „атеист“, „богохульник“. Однако, у него есть свой истинный смысл. Слово „пāшан̣д̣а“ означает приверженность какому-то человеку. Приверженность авторитету какой-то личности, например, проповеднику, основателю, благодетелю и пр. Любое сообщество, где во главе стоит человек-основатель-руководитель, но без оглядки на щāстры, такое сообщество и даже религия авторитарны. Они основаны на чьем-то личном авторитете. Слово „личный“ в санскрите имеет вполне однозначный смысл и значение, а именно „паурушейа“. Все эти религии и учения, школы, сампрадāи связаны с каким-то пурушем. За ними стоит какой-то человек, личность их основавшая, их выдумавшая.

Санāтана-дхарм, безусловно, испытал сильное влияние, в отдельных своих течениях, со стороны таких авторитарных религий, но в чистом виде Санāтана-дхарм основан на авторитете безличностном — апаурушейа. Апаурушейа — не опирающийся на какую-то конкретную личность, безличностный. У Санāтана-дхарма нет человека-основателя.

Санāтана-дхарм основан на щрути. Щрути не является творением даже Бога, не говоря уже о людях. Щрути — это звуковой аналог всего сущего. Звук — как качество всего бытия, всего, что есть в мироздании.


Смрьти-муктāвалӣ — работа пера Крьш̣н̣āчāрйи, в которой автор собрал множество синонимичных прамāн̣ по разного рода темам. В работе анализируются смрьти, щрутьи и то, как им необходимо следовать сāтвикам, т.к. образ жизни не может быть отдельным от сиддхāнта. Образ жизни должен соответствовать сиддхāнту.

Аанализируются разные методы подхода к вопросу, в какой день соблюдать то или иное врато, например Экāдащӣ-врато. В других разделах Смрьти-муктāвалӣ рассматриваются ежедневные обязанности брāхман̣а-ваишн̣ава. Имеется раздел сам̇скар. Крьшн̣̣āчāрйа пан̣д̣ит-татвавāдӣ в линии Рāгхавендра Тӣртхи. Для последователей Мадхвāчāрйи эта работа играет важную роль в их практическом сāдхании.


Сегодня мы говорим о Щиве и его последователях, а также о Шиваратри.

Предвидя, что люди, которые будут читать этот цикл, подумают, что мы, равно как и сам автор Смрьти-муктāвалӣ и, что важно, Веды и Веда-щāстры, относятся презрительно к Щиве, поносят его, проклинают и всячески ненавидят, спешу предостеречь, что в статье и в самой работе Смрьти-муктāвалӣ и, само собой разумеется, в щрутьях, нигде, ни разу не говорится о Щиве как о недостойном, или невежественном, или презренном! В статье и в щāстрах нет ни одного слова, направленного против Щивы! Речь идет исключительно о его последователях и о культе поклонения ему отдельно от Вишн̣у. Об этом будет идти речь в заключительной части. Прошу это помнить на протяжении всего чтения и не делать неверных выводов.

Для особо одаренных интеллектом подсказываю, что вся статья это не частное мнение автора Смрьти-муктāвалӣ и не мое личное. Более того, это не мнение Мадхвāчāрйи. Смрьти-муктāвалӣ — это сборник различного рода прамāн̣ из Вед и сат-щāстр на разные темы. То есть, в статье приводятся исключительно цитаты из щāстр и если кому-то что-то не нравится в сат-щāстрах, то ищите себя в одной из упоминаемых щрутьями категориях пāшан̣д̣инов, хулитей Вед и мерзавцев.

Человек, не знакомый с Щива-татвом и таким важным составляющим мироздания как тāратамье, может говорить о том, что Щива это высший бог. Веды недвусмысленно и прямо говорят о Щиве как о бхакте. Его положение в иерархии дэватов неоспоримо. Если кому-то лень изучать сиддхāнто, то это его проблемы.

Отдельно хочется предостеречь читателей, не владеющих санскритом и не могущих самостоятельно изучать татво. Все последователи Мадхвāчāрйи, прежде чем зайти в храм Крьшн̣ы в Уд̣упи, сначала посещают храм Щивы. До появления храма Крьшн̣ы Мадхвāчāрйа поклонялся и объяснял Ведие в храме Анантещвара, где поклоняются лиӈгаму, в котором представлены сразу и Щива, и Вишн̣у.

Паращурāма-кшетра это юго-западное побережье Карн̣āт̣аки. Во всех храмах Щивы в Паращурāма-кшетре поклоняются Щиве только последователи Мадхвāчāрйи. Здесь нет щиваитов и храмов Щивы вне ваишн̣авского поклонения. Такое положение вещей с очень давних времен. Все последователи Мадхвāчāрйи поклоняются Щиве как дэвату. В каждом храме Щивы есть Вишн̣у-щāлагрāм. Почему?

Мало кто знает, но в Рьг-Веде, в Рудрāдхйайе, раскрывается татво Рудры. Из Рьг-Веда известно, что антарйāмином Рудры является Нарасим̇ха. Сам Щива проклинает своих последователей щаивов, о чем можно узнать из цитат, которые в данной работе приводятся обильно.

Поклонение Щиве в соответствии с его татвом возможно только, если знать о его татве. Почитание Щивы отдельно от Бога богов Нāрāйан̣ы проклинается самим Щивой.

Еще раз напомню, что статья не осуждает ни единым словом, ни единым звуком Махāдэва. Имейте терпение дочитать до конца все части и уже потом делать соответствующие смыслу статьи выводы.


Карл фон Бергштрайссер


भवव्रतधरा ये च ये च ताननुयायिनः । पाषण्डिनस्ते भवन्तु सच्छास्त्रपरिपन्थिनः ॥ — Бхāгавата-пурāн̣ие (ск. 4)

Те, кто соблюдают Щива-врато, и те, кто являются последователями оных, да станут они пāшан̣д̣инами, оставившими путь сат-щāстр.

नष्टशौचा मूढधियो जटाभस्मास्थिधारिणः । विशन्तु शिवदीक्षायां यत्र दैवं सुरासवम्

Те, кто носит дрэды, умащает себя пеплом, получает посвящение в щива-мантры, находит счастье и удовольствие в вине, браге, медовухе, те, кто носит палки с черепами и изображения черепов, кто употребляет дурман-травы и поклоняется Рудре, празднует его праздники, постится на дни Рудры — да будут они сквернавцами, идеологическими блядями! Да станут они пāшан̣д̣инами!

Как мальчик, рожденный брāхман̣ом, пока не считается брāхман̣ом, но пройдя обряд упанайанам, немедля становится брāхман̣ом, также получая щаива-дӣкшу, человек немедленно становится чан̣д̣а̄лом. Таково проклятие, сказанное в Бхāгавате.

Получая щаива-дӣкшу, он входит в ту религию, в которой объектом поклонения и преклонения является сурāсавам — наркотические вещества.

Тут ключевые слова: पाषण्डिनस्तु भवन्तु — да станут они пāшан̣д̣инами, те, кто все это практикует. Хотя уже подразумевается, что, практикуя, они уже стали пāшан̣д̣инами. Как ни крути, ловушка захлопнулась.


Есть мнение, что необязательно культивировать мировоззрение и практиковать что-то, чтобы считаться пāшан̣д̣ином. Ведь можно просто носить майки с черепом, просто перстни с черепами, любить носить красные одежды, платья и при этом совершенно быть далеким от религии и тем более от экзотической религии Индии. Но есть и другое мнение, коль скоро Щива, якобы, курил ганджу, то и мы курим.

На это мы ответим, что существует определенная взаимосвязь между разными практиками и даже символами культа Щивы и пāшан̣д̣атвой, то есть исчезновением щраддхи к Ведам и соответствующих плодов подобного неприятия или искажения Вед.

Ношение attributio культа Щивы сродни соблюдению постов во время дней Щивы. Отмечание его праздников и пр., все это знаки принадлежности к культу. Однако, в отличие от других символов культа Щивы, лиӈгам сам по себе не является чем-то нечистым. Символы, знаки культа Щивы, ношение символов и пр., все это подчеркивает принадлежность к культу, подчеркивает принадлежность к той группе последователей Щивы, тому кругу людей, которые носят дрэды, пепел и прочие символы и имеют соответствующие взгляды. Прамāн̣ы говорят „те, кто соблюдают Щива-враты и их последователи“. Если на футболке нарисован Щива, пусть даже я не ношу трипун̣д̣ру, тем самым я заявляю о себе, как о последователе тех, кто носит все эти символы.

С другой стороны можно сказать, что я ношу майку с Щивой, бейсболку с его изображением просто потому, что нравится, а к культу и воззрению этому не имею отношения и даже не знаю его.

На это можно ответить, что идеологов того или иного культа, в том числе и Щивы, вообще единицы. Единицы тех, кто попадает под описанные признаки. Большинство же в мире тех, кого можно считать их последователями, одобрителями, пусть даже и неосознанно. И вот они уже такие либо вследствие своих заблуждений (митхйа-џњāнам) и у них нет йогйаты, вследствие чего они принимают эти символы, либо же они принимают эти символы и в результате у них развиваются заблуждения. Таково проклятие.


Щива может делать все что угодно. Он выпил яд и что теперь? А Вишн̣у миры творил и что? Щива разрушал миры, не заняться ли всем этим пāшан̣д̣инам, его поклонникам с дрэдами, может, и им разрушить мир-другой? У этих людей странное понимание бхакти. Щива курил и нам завещал, так что ли? Об анаше, вине и пр. наверняка в тантрах щаивов, щактов и пр. что-нибудь да найдется. Но, об их тантрах в Смрьти-муктāвалӣ идет речь далее.

В Бхāгавате 4.19.23-25 (щрӣдхарийа) в щлоке главы об Индре стоит слово „кхан̣д̣анам“ во фразе пāкхан̣д̣анам. В редакции Бхā. Пандуранги указывается „пāкхан̣д̣и“, а в Смрьти-муктāвалӣ „пāшан̣д̣и“.

Тут говорится, что они пāшан̣д̣ины, но если мы сравним с др. местами Бхāгавата и Пāдма-пурāн̣ия, то увидим, что те, кто носят дрэды, поклоняются Рудре, соблюдают его обеты, постятся — пāшан̣д̣инасту бхаванту — да станут они пāшан̣д̣инами.

Если мы смотрим контекст щāстра, то видим, что речь идет о пāшан̣д̣е, хотя самого слова „пāшан̣д̣а“, в самих стихах, мы не встречаем. पापस्य षण्डानि षण्डं लिङ्गमिहोच्यते — все эти одежды, которые носят дрэдоволосые шан̣д̣āни — символы греха, знаки лжи и мерзости, послольку षण्डं означает लिङ्गम (Бхā. 4.19.23-24).

Слово „пāкхан̣д̣ата“ в словаре Апте переводится как еретик, џаина или буддист. Несмотря на наличие этого слова в Апте, расхождение в словах разных редакций Бхāгавата-пурāн̣ия существует и этого нельзя забывать. Апте приводит это слово из Ма̄латӣ-ма̄дхавы, опубликованной в 1913 году, и в некоей Амана-упанишаде, а также в Даща-кумāра-чарите. Как видно, источники эти весьма и весьма поздние и велика вероятность того, что авторы этих работ сами использовали слово и приписываемое ему значение, взяв его у Щрӣдхара Свāмина. В то время, как в Ману-сам̇хите, в Бхāгавате и других источниках везде встречается слово „пāшан̣д̣а“. В 5-м скандхе Бхāгавата также встречается и слово „пāкхан̣д̣а“. Слова синонимы. Можно считать это разночтением, а может и ख и ष просто похоже выглядят в письменности тех или иных регионов страны.

Для того, чтобы похитить лошадь с жертвоприношения Притху Махāраџа, Индра принимал различные формы. В его руках была палица с черепом на конце. Он был наг, обсыпан пеплом и одевался в красные одежды.

तदवद्यं हरे रूपं जगृहुर्ज्ञानदुर्बलाः

Эти џњāна-дурбала̄х̤ — бессильные, скудоумые в знании стали принимать, как говорит Бхāгавато — авадйам — омерзительные формы одежды.

यानि रूपाणि जगृह इन्द्रो हयजिहीर्षया ।

Те одеяния и символы, которые принял Индра ради похищения лошади, стали распространенными среди тех людей, у которых пāшан̣д̣а является их взглядом на жизнь, их учением. Они смотрят на мир глазами своей пāшан̣д̣атвы.

Пāшан̣д̣а = пāпасйа шан̣д̣ам — знак зла, символ греха.

Существуют естественные символы греха, которые склонны принимать, носить и обозначать ими свое греховное сознание (пāпа-буддхи) те, кто являются пāшан̣д̣инами. Пāп — это внутреннее зло, побуждающее совершать пāпа-кармо, греховные поступки, запрещенное.

Празднование Щиварāтри, соблюдение постов, обетов на Щиварāтри относится только к пāшан̣д̣инам. Благородный ваидик не отмечает, не празднует, игнорируют не только Щиварāтри, но и другие связанные с Щивой практики и учения. Тот, кто будет соблюдать это врато, да станет он пāшан̣д̣ином. Об этом недвусмысленно говорится в Бхāгавата-пурāн̣е и других сат-щāстрах.

धर्म इत्युपधर्मेषु नग्नरक्तपटादिषु । प्रायेण सज्जते भ्रान्त्या पेशलेषु च वाग्मिषु ॥

Щива-тилакам, или Щива-пун̣д̣рам, или Трипун̣д̣рам, называется также Тирьяк — три полосы, наносимые пеплом или глиной на лоб и на несколько частей торса, руки, живот и т.д., как знак принятия Щивы своим поклоняемым объектом.

Щиваиты все носят на челе Щива-пун̣д̣рам-Тирьяк. „Тирьяк“ означает „горизонтальный“. Но, у него есть и другое значение: те, кто постоянно находятся в горизонтальном положении. То есть, речь идет о животных и зверях, в отличие от человека. Другими словами, Щива-пун̣д̣рам это знак зверя на челе.

Щива однако же, может носить Трипун̣д̣рам и может быть покрыт пеплом, но к нему запрет этот не относится, о чем будет дальше говориться. Речь идет как в Бхāгавате, так и в других Веда-щāстрах как о пāш̣ан̣д̣инах о тех, кто поклоняется Щиве, а не о самом Щиве.

дӣкшā правеща матрена брāхман̣о бхавато дӣкшāна... — как тот, кто, получая йаџњика веда-дӣкшу, становится брāхман̣ом, так же, получая Щива-дӣкшу, человек немедленно становится чан̣д̣а̄лом и его по-настоящему почитаемым объектом становятся опьяняющие вещества.

Его искомое состояние это состояние опьянения, как бы оно ни достигалось, вином ли, куревом ли, прāн̣айамом и тд. Прāн̣айама может усилить действие дурмана и даже без дурмана может довести до разных эйфорических переживаний. То, что делается с помощью организма, также можно считать опьянением. Маттата — изменение сознания, в котором приятно находиться.

यानि रूपाणि जगृह इन्द्रो हयजिहीर्षया । तद्गृहीतविसृष्टेषु पाषण्डेषु मतिर्नृणाम् ॥

Все эти виды одеяний, символические формы одежды, которые были приняты Индрой для похищения, затем были приняты самыми разными пāшан̣д̣инами: среди тех, кто за дхарм принимает упадхарм. Что такое упадхарма?

продолжение следует


Комментариев нет:

Отправить комментарий