10 марта 2014 г.

О Шиве в Махабхарате и Рамаяне


॥श्रीः॥


Вопрос: »Щиваиты любят указыват на эпизоды в Махабхарате и Рамайане, где Вишну-аватары поклонялись Шива-лингаму, соблюдали посты и совершали паломничества в честь Щивы. Как следует правильно понимать эти эпизоды?«


Ответ: Такие эпизоды не должны нас смущать. Есть эпизоды, где Щива поклоняется Вишн̣у или принимает на голову Гангу. Судить о том, кто Верховный, а кто нет, исключительно по лӣле или по поступкам это занятие непродуктивное, ибо можно встретить описание поступков, свидетельствующих и о том, и о другом.

Поступки могут быть разными, а вот судить нужно по словам — по словам щрутьев, по словам Бхагавāна, по словам Махāдэва. Отец тоже служит своему сыну, заботится о нем, выражает ему свое уважение и от этого не перестает быть отцом, равно как и сын не перестает быть сыном.

Что касается постов, то неизвестно, о чем конкретно идет речь. Из щāстр мы знаем, что соблюдение поста на Щиварāтри запрещено, подчеркнуто запрещено даже брāхман̣ам, не говоря уже об образованной прослойке, такой как ваишн̣авы. Возможно, речь идет о соблюдении поста в определенном месте паломничества, как и положено поступать, находясь в святом месте. Хотя, подчеркну, до сего момента нам не встречались описания и мы не слышали, чтобы кто-то из великих соблюдал Щиварāтри и подобные этому дни.

Мы не рāмāнуџины, которые в храм Щивы под страхом смерти не зайдут. Во множестве храмов Щивы поклонение поддерживается веками. В этих храмах служат ваишн̣авы. Щиварāтри, может, и отмечается, но делается это не в духе и стиле щаивов, тем не менее внимание к почитанию Щивы велико. Практика поклонения в щива-мандирах включает в себя многодневную раздачу щива-прасāда, раздачу от имени Щивы дакшин̣ы паломникам, пришедшим в храм Щивы и вкушающим прасāд. Такова, в частности, практика в храме Анантещвары в Уд̣упи на протяжении уже более тысячи лет. И такое поклонение и отношение во всех храмах Щивы в Тулунаду. Ибо щāстрово.

К Щиве нет враждебного отношения. Поклонение ему очень важно. Он дэватā манаса. Поклонение Щиве сообразно его положению, это составная часть сāдхания. Поклонение кому-то, кто не является Всевышним, как Всевышнему; поклонение кому-то, кто не является аватāром, как аватāру и наоборот; причисление аватāра к авеша-аватāру; причисление аватāра просто к какому-то великому мудрецу и прочая — любое такое поклонение и отношение это асад-упа̄сана и ведет к тамасу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий