10 мая 2014 г.

Ложь кришнаитов — Часть 17

॥श्रीः॥

К вопросу о Гауд̣ӣйа-парампаре

Чаитанйа-парампаре были посвящены две статьи:

http://vilasatu.livejournal.com/89444.html
http://vilasatu.livejournal.com/4481.html

Недавно открылся еще один факт, опровергающий принадлежность Чаитанйа-парампары к преемственности Мадхвы, как об этом заявил в восемнадцатом веке Баладэва Видйāбхӯшан̣а.

Прежде всего следует отметить, что не все гауд̣ӣйи признают связь Чаитанйа-сампрадāйа с парампарой Мадхва̄ча̄рйи. Сторонниками связи, не считая самого Баладэва, были Бхактивинод и Бхактисиддхāнта Сарасватӣ, а в последствии и «Международное Общество Сознания Кришны». Традиционные же гауд̣ӣйи эту связь отрицают.

Далеко ходить не надо, сам Чаитанйа эту связь отрицает. В споре с ваишн̣авами Уд̣упи Чаитанйа и автор ЧЧ называют оппонента «таттвавāдӣ-āчāрйа», термином, которым мāдхваиты называют друг друга. Само использование этого термина подтверждает дистанцию между учением Мадхвы и идеями Чаитанйи. Более того, Чаитанйа дважды говорит «твой сампрадāй» во время встречи с ваишн̣авами Уд̣упи (ЧЧ, Мадхйа 9.276-277).

Кроме того, путешествуя, Чаитанйа посетил два места: Курма-кшетру и Сим̇хачалам. В контексте обсуждаемой темы оба имеют важное значение и связаны с Нарахари Тӣртхой, которого считают предшествующим āчāрйей Чаитанйа-парампары. Его вклад и участие в жизни храмов Сим̇хачала и Курма-Кшетра хорошо задокументированы. Он не только учил ваишн̣ава-дхарму Мадхвы, но и стал правителем одной из провинций. К. Паниграхи отмечает: «Благодаря его долгому проживанию в Ориссе, ваишн̣авизм в этой стране получил широкое распространение» («История Ориссы», с. 173). Чаитанйа, как видно, понятия не имел об исторической связи этих двух храмов с его собственной парампарой или сам Крьшн̣адāс об этом ничего не знал.

О Чаитанйа-сампрадāйе, как преемственности, восходящей к Мадхве, говорят по сути только три источника: «Гаура-ганноддеща-дӣпикā» Карн̣апура (1576 г.); «Прамейа-ратнāвалӣ» Баладэва (конец 18 в.) и некто Гопāла Гуру Госвāмӣ (примерно того же времени, что и сочинение Карн̣апура). В одной из своих ранних работ «Чаитанйа-чарита-махāкавйе» Карн̣апур не упоминает какую-либо связь с преемственностью Мадхвы.

Предлагая парампару, Баладэва очевидно просчитался. Почему Баладэва? Потому что с полной уверенностью мы не можем сказать, что сам Карн̣апур писал о парампаре. Кроме того, до Баладэва, вопрос о парампаре не возникал. Просто в шестнадцатом веке не было нужды причислять себя к какой-то школе или сампрадāйу. Эта тема возникла лишь спустя два столетия, когда Баладэва взялся защитить культ Чаитанйи.

Можно сказать, что именно Баладэва создал номинальную преемственность и с этого момента она стала называться «Брахмā-Мāдхва-Гауд̣ӣйа-сампрадāй». Это не был ведāнтовый спор между двумя дарщанами, мы не встречаем щāстровые дебаты между сектой ра̄ма̄нандинов и сектой последователей Чаитанйи. По большому счету Чаитанйа-сампрадāй не соответствует ваидика-дхарму, по крайней мере во многом не соответствует (Голока, Рāдхā и пр.)

Теперь немного математики.

LJ


Нас интересует сцепка, период времени, когда культ Чаитанйи соприкоснулся с сампрадāйем Мадхвы (разумеется, речь идет исключительно о версии Баладэва или того, кто создавал парампару гауд̣ӣй от Мадхвы).

Этим звеном является Вйāсатӣртха (1478-1539). Саннйāс он принял в 16 лет, главой мат̣ха стал примерно в 1478 г.

Следующий за ним Лакшмӣпати — личность неизвестная. Сами гауд̣ӣйи о нем ничего не знают. Достоверных сведений нет. Есть лишь противоречивые утверждения, да и те без каких-либо серьезных оснований:

«Лакшмипати Тиртха, также известный как Ананда Тӣртха, был тринадцатым гуру в цепи ученической преемственности идущей от Мадхвы. В «Бхакти-ратнакаре» говорится, что Нитьянанда был его учеником, тогда как в «Прамея-ратнавали» утверждается, что духовным учителем Нитьянанды был Мадхавендра Пури» — гауд̣ӣйская статья из википедии.

В Мāдхва-парампаре этого человека нет, он не фигурирует в списках ма̄дхва-мат̣хов. Более того, нет никаких свидетельств, что у Вйāсатӣртхи был ученик по имени Лакшмӣпати, который тем более попал в парампару.

Следующий — Мāдхавендра Пурӣ. Годы его жизни не известны, предположительно это период 1420-1490 гг. Саннйāс принял в старости (ЧБхā. 3.3). Умер, когда Чаитанйа был ребенком (ЧЧ). ЧБхā. называет его āди-сӯтрадхāра бхакти-раса в Бенгале. Именно поэтому в «Гаура-ганноддеща-дӣпике» стоит: «…Мāдхавендра Пурӣ был учеником Лакшмӣпати, он и основал эту религию». «Эта религия» не пересекается с ваишн̣ава-дхармом Мадхвы ни в преемственности, ни в учении.

Ӣщвара Пурӣ, ученик Мāдхавендры, стал дӣкшā-гуру Чаитанйи. Сам Чаитанйа жил в период 1485/86-1533/34 гг.

Итого: Вйāсатӣртха-Лакшмӣпати-Мāдхавендра-Ӣщвара-Чаитанйа. Все ли в этой преемственности складно? О том, что парампарā подделка, говорит простая математическая нестыковка, которую по всей видимости не учел Баладэва или тот, кто парампару предложил.

Вйа̄сатӣртха и Чаитанйа — ровесники, тем не менее между ними еще три человека. Три человека это три жизни. Один прожил около семидесяти лет. Другие, допустим, прожили в среднем 40-60 лет.

Zeitstrahl


Это означает, что между Вйāсатӣртхой и Чаитанйей должно лежать примерно 150 лет разницы, но они родились в одно время, и это делает просто физически невозможной парампару, предложенную Баладэвом и так активно поддержанную Бхактивинодом, Б. Сарасватӣ и Международным Обществом Сознания Крьшн̣ы.

Приложение:

Одну из ветвей Мāдхва-парампары (Уттаради-ма̣тх) гауд̣ӣйи ошибочно считают официальной и единственной преемственностью Татвавāда-сампрадāйа, а четырех учеников Мадхвы (Падманāбха, Нарахари, Мāдхава, Акшобхйа) последовательными звеньями преемственности, а не одномоментными учениками Āчāрйи. Достаточно взглянуть на годы их жизни и становится понятным, что модель последовательности (один за другим) здесь отсутствует. Уттаради-мат̣х в свое время разделился на три ветви, одной из которых стал Вйāсарāџа-мат̣х (мат̣х Вйāсатӣртхи — № 11, левый столбец), и все они, как и другие мат̣хи, являются Татвавāда-сампрадāйем с разветвленной парампарой.

М парампара УМ БНК 208 с_2


продолжение будет


1 комментарий:

  1. Анонимный06:05

    "Вйа̄сатӣртха и Чаитанйа — ровесники". Есть подозрение, что Вы хотели написать "современники";))). Вйа̄сатӣртха -1460 г.р., а Чаитанйа -1486 - 26 лет разницы, никак не могут они быть ровесниками.

    ОтветитьУдалить