11 декабря 2014 г.

Говардхан и Говардхан-шила


॥श्रीः॥


Вопрос: Упоминается ли в āгамах поклонение Говардӿана-щиле? Где описывается Говардӿана-татва? Говардӿан — это Харидāс, џӣва или, подобно Щāлагрāма-щиле, место, где проявлен Нāрāйан̣а?

Ответ: Поклонение Говардӿана-щиле не упоминается в āгамах. Но это не значит, что оно нещāстрово. Мы можем относиться к нему, как к представлению (репрезентации) почитания самой горы-Говардӿана, которое установлено Бӿагавāном и описано в 10-м скандӿе Бӿāгавата (обряд почитания, в конце которого Крьшн̣а принял облик Говардӿана и провозгласил: щаило'сми \ „Гора есмь я“).

Это подводит нас к татву не только горы-Говардӿана, но и к татву Щāлагрāма-щилы, и к татву Āрча-мӯрти вообще. Что показал Щрӣ-Крьшн̣а, приняв облик „живого“ Говардӿана? То, что Говардӿан — на самом деле Он Сам, Сам Бӿагавāн? Или то, что Он, Крьшн̣а, непостижимым образом является одним с Говардӿаном, но отличен от него? Или же все-таки то, что Он является Антарйāмином Говардӿана (как и любой другой сущности), а Говардӿан-гора — Его отраженное подобие, которое именно внутреннее определяющее присутствие Говардӿана-Бӿагавāна наделяет и именем, и описанными именем „Говардӿан“ животворящими качествами?

Если без натяжек, без философского тумана, то третий ответ — верный ответ.

Даже не имея прямого руководства в Пањчарāтре, мы можем поклоняться Говардӿана-щиле как месту особого, воспетого присутствия Щрӣ-Бӿагавāна, всерӯпного (всестатного, всеобразного), но и в Сам-образе Говардӿана также. Так нам отвечал на подобный вопрос Говиндāчāрйа Баннанџе.

Таков же и принцип поклонения Щрӣ-мӯрти или Щāлагрāма- и Двāрака-щӣлам. Скульптуры или камни не являются (как бы вопреки нашему „несовершенному восприятию“) „духовным телом“ Всевышнего. Они суть места особого присутствия Бӿагавāна (саннидӿйам). Особого не потому, что где-то или в чем-то Он присутствует менее полно, но потому, что здесь Ему угодно давать ощутить Свое присутствие тому, кто поклоняется Ему арчанием.

Отождествление Парабрахмана с Его представами (пратӣками; сущностями, через которые с помощью щāстровых процедур, как внешних, так и связанных с памятованием и познанием, сāдӿака может сосредоточить свое внимание на важных для него качествах и образах Бӿагавāна) запрещено в Ведāнте: на пратӣке на хи сах̤. Здесь попытки мысленного наложения богости на поклоняемые изображения, которые практикуют рāмāнуџии и гауд̣ӣи (концпеция „арчāватāры“) расходятся со щрути. Искуственное, несоответствующее реальности поклонение (асад-упāсанам) никогда не приведет ни к чему настоящему, каким бы эмоциональным подъемом оно ни сопровождалось.

Что или кто есть Говардӿан, если не говорить о его Антарйāмине, Вишн̣у-Говардӿане? Как и любая сущность в џагате, Говардӿан — это материальное образование, и это заведующий им определенный дэватā, находящийся в иерархии дэвов, в том числе тех, кто отвечает не только за эту гору, но за горы вообще, землю вообще, природу вообще и т.д. Все дэвы — џњāнины и Вишн̣у-бӿакты.

Однако поклонение в первейшую очередь направлено на Того, Кто единственный делает все, что благодаря Ему делают дэвы, Кто наделяет их и окружающий мир слабейшим подобием Своих благих свойств.

Govardhan1
фото a108.net


Комментариев нет:

Отправить комментарий